Конвейерная обработка звука
Автор: (C) Адриан Чанг
[Adrian J. Chung]
Перевод: (C) С. Скороходов
С помощью программ обработки текста опытные пользователи Unix десятилетиями значительно облегчали себе редактирование документов. Такие консольные утилиты, как sed, awk, cut, paste и join, хотя и полезны каждая в отдельности, реализуют свой полный потенциал только при объединении в конвейеры с помощью программных каналов [pipelines] .
Linux теперь используется не только для работы с простым текстом в формате ASCII. Растущая популярность различных мультимедиа-форматов, содержащих изображения и аудиоданные, подстегнула разработку инструментария для работы с ними. Многие программы имеют графический интерфейс и не работают без взаимодействия с пользователем. Вместе с тем, все возрастающее число программных инструментов могут использоваться в пакетном режиме с отключенным пользовательским интерфейсом. Некоторые программы создаются специально для вызова из командной строки или скриптов.
Именно этот класс програмных утилит и будет рассмотрен в данной статье. Задачи сложного, комплексного преобразования медийных данных часто может быть осуществлена комбинацией простых инструментов с использованием техники, обычно применяемой в текстовых фильтрах. Мы сосредоточимся на потоковой аудио-обработке, поскольку именно в обработке этих форматов парадигма программных каналов Unix показала себя особенно успешной.
Существует множество звуковых форматов и преобразование файлов из одного формата в другой -- частая операция. Утилита sox может выполнять эту роль и вызывается из комнадной строки:
sox sample.wav sample.aiff
Приведенная выше комнада преобразует WAV-файл в формат AIFF. При этом можно изменить частоту дискретизации, число битов на отсчет (8 или 16), а также число каналов:
sox sample.aiff -r 8000 -b -c 1 low.aiff
Файл low.aiff содержать один канал с 8-битным сигналом, оцифрованном на частоте 8000 в секунду.
sox sample.aiff -r 44100 -w -c 2 high.aiff
А файл high.aiff -- стерео-звучание с частотой дискретизации 44100 Гц, 16-бит на отсчет.
Когда sox не может угадать выходной формат по расширению файла, его необходимо указать явно:
sox sample.wav -t aiff sample.000
Опция "-t raw" указывает на специальный "беззаголовочный" формат, содержащий только "сырые" байты данных:
sox sample.wav -t raw -r 11025 -sw -c 2 sample.000
Т.к. у файла нет заголовка, указывающего частоту дискритизации, число битов на отсчет, число каналов и т.д., будет хорошей идеей явно указать в командной строке эту информацию. При преобразовании "файла-сырца" в формате raw это также необходимо:
sox -t raw -r 11025 -sw -c 2 sample.000 sample.aiff
Нет нужды указывать опцию "-t raw", если у файла есть расширение .raw. Однако это требуется делать, если поток данных поступает со стандартного ввода или посылается в стандартный вывод. Для того, чтобы сделать это, воспользуйтесь ключом "-" на том месте в строке параметров , где должно находиться имя файла:
sox -t raw -r 11025 -sw -c 2 - sample.aiff < sample.raw
sox sample.aiff -t raw -r 11025 -sw -c 2 - > sample.raw
Зачем нам все это? Так мы сможем использовать sox как фильтр в програмном канале.
Обычно, благодаря использованию интерполяции sox изменяет частоту дискретизации без изменения высоты тона или темпа воспроизведения. Перенаправляя выход одного "sox'а" на вход другого и указав неравные частоты дискретизации, мы можем "обойти" интерполяцию, в результате замедляя звучание отрывка:
sox sample.aiff -t raw -r 44100 -sw -c 2 - |
sox -t raw -r 32000 -sw -c 2 - slow.aiff
или ускоряя его:
sox sample.aiff -t raw -r 32000 -sw -c 2 - |
sox -t raw -r 44100 -sw -c 2 - fast.aiff
Предположим, что требуется звуковой отрывок, содержащий первые две секунды другого файла. Этого можно достичь, запуская sox в "командной трубе":
sox sample.aiff -t raw -r 44100 -sw -c 2 - | head -c 352800 |
sox -t raw -r 44100 -sw -c 2 - twosecs.aiff
Входной файл sample.aiff преобразовывается к частоте 44,1 кГц, каждые два байта в два канала. Две секунды звучания, таким образом, представлены в 44100х2х2х2 = 352800 первых байтах, которые обрезаются фильтром "head -c 352800". Затем они преобразуются обратно в формат AIFF и сохраняются в twosecs.aiff.
Точно также можно извлечь последнюю секунду "сэмпла":
sox sample.aiff -t raw -r 44100 -sw -c 2 - | tail -c 176400 |
sox -t raw -r 44100 -sw -c 2 - lastsec.aiff
или его третью секунду:
sox sample.aiff -t raw -r 44100 -sw -c 2 - | tail -c +352801 |
head -c 176400 | sox -t raw -r 44100 -sw -c 2 - lastsec.aiff
Обратите внимание на то, что при работе с 16-битным звуком параметр, передаваемый "tail -c +N" должен быть нечетным, иначе "сырые" отсчеты окажутся неверно выровненными.
Можно извлечь фрагменты разных звуковых отрывков и объединить их в один файл с помощью вложенных шелл-команд:
(sox sample-1.aiff -t raw -r 44100 -sw -c 2 - | head -c 176400
sox sample-2.aiff -t raw -r 44100 -sw -c 2 - | head -c 176400 ) |
sox -t raw -r 44100 -sw -c 2 - newsample.aiff
В этом примере мы вызываем дочерний шелл, который "выдает сырые байты" из двух различных файлов в стандартный поток вывода, который в свою очередь перенаправляется процессу sox, выполняющемуся в родительском шелле и создающему результирующий файл.
Опция командной строки "-t ossdsp" позволяет посылать звуки на OSS (open sound system) устройство /dev/dsp:
sox sample.aiff -t ossdsp /dev/dsp
В состав пакета sox обычно входит платформо-независимый скрипт play, который вызывает sox с подобающими случаю опциями. Предыдущую команду можно проще выполнить так:
play sample.aiff
Проигрываемые таким способом аудиофрагменты "монополизируют" воспроизводящую аппаратуру. Прежде, чем проиграть что-либо еще, другим "звучащим" приложениям приходится ждать, пока аудиоустройство освободится. "Рабочие столы" GNOME и KDE предоставляют возможности одновременного проигрывания более чем одного аудиофрагмента. Звуки могут "издаваться" различными программами в любой момент времени без необходимости ожидать своей очереди, однако не каждое аудио-приложение знает, как это делается в каждом из различных "рабочих столов". sox такой способностью не обладает. Но, если дать себе труд хотя бы поверхностно изучить мультимедийные звуковый службы, предоставляемые GNOME и KDE, то можно легко придумать, как обойти это ограничение.
Существует много пакетов, позволяющих совместно использовать звуковые устройства. Одна часто используемая стратегия -- запуск фонового сервера, которому приложения-клиенты посылают для проигрывания звуковые фрагменты. Сервер, в свою очередь, получает в свое распоряжение звуковое устройство и направляет на него аудиоданные. В случае, когда звуки поступают от двух и более программ сразу, сервер микширует их и направляет на устройство объединенный поток.
Такой подход используется в Enlightened Sound Daemon (ESD). Пользователи GNOME часто могут обнаружить запущенный в фоновом режиме сервер esd. Пакет ESD под именем esound входит в большинство дистрибутивов и включает несколько простых клиентских приложений:
Вот команда, проигрывающая через ESD первую секунду звукового фрагмента:
sox sample.aiff -t raw -r 44100 -sw -c 2 - | head -c 176400 | esdcat
Тот же прием используется для воспроизведения фрагментов в формате, который не понимает ESD, но "читает" sox:
sox sample.cdr
-t raw -r 44100 -sw -c 2 - | esdcat
Иногда звучание лучше, если использовать этот способ. Некоторые версии ESD вносят в записанные на низкой частоте дискретизации звуки значительные искажения и шум.
ARtS -- Analog RealTime Synthsizer -- схож с ESD, но чаще используется в KDE. Фоновый сервер называется artsd, а "клиентские программы сопровождения" -- artsplay и artscat.
Для проигрывания звукового отрывка выполните команду:
sox sample.cdr -t raw -r 44100 -sw -c 2 - | tail -c 352800 |artscat
Ни ESD, ни ARtS не зависят от собственно окружения какого-либо "рабочего стола". В теории, приложив некоторые усилия, можно использовать ESD с KDE, а ARtS -- в GNOME. Любой из серверов можно использовать и в консольной сессии. Таким образом можно микшировать все изобилие форматов как в графической среде, так и без нее.
Рассказав про один из "концов" звукового конвейера, следует рассмотреть то, с чего он начинается. Иногда требуется поработать над фрагментами, извлеченными из музыкальных файлов MP3, MIDE или "модульных" форматов -- MOD, XM, S3M и т.д. Для любого из них существуют утилиты командной строки, позволяющие направлять в стандартный вывод поток "сырого звука", получаемого из соответствующих файлов.
Для MP3-музыки используется "maplay -s"
maplay -s music.mp3 | artscat
Для того, чтобы "проиграться" с нормальным качеством, файл music.mp3 должен быть в формате стерео 44,1 кГц. Иное нужно явно указать artscat или esdcat:
maplay -s mono22khz.mp3 | esdcat -r 22050 -m
maplay -s mono22khz.mp3 | artscat -r 22050 -c 1
В качестве альтернативы можно воспользоваться "mpg123 -s". Дополнительные параметры гарантируют, что на выход будет подаваться сигнал, отцифрованный на нужной частоте и с нужным числом каналов:
mpg123 -s -r 44100 --stereo lowfi.mp3 | artscat
Пользователи Ogg Vorbis могут поступать так:
ogg123 -d raw -f - music.ogg | artscat
Явное создание канала не является необходимостью, т.к. в ogg123 есть встроенные драйверы для ESD и ARtS. Тем не менее, не вредно иметь прямой доступ к потоку "сырых" данных, которыми можно "запитать" конвейер.
К нам попдают и файлы с музыкой в формате MIDI. Если у вас (как и у меня) страрая звуковая карточка с плохим аппаратным секвенсером, вы можете найти, что timidity может творить чудеса. Обычно с помощью этого пакета конвертируют MIDI-файлы в обычный звуковой поток для вывода напрямую через устройство звуковоспроизведения. С аккуратно подобранные опции командной строки этот поток можно перенаправить:
timidity -Or1sl -o - -s 44100 music.mid | artscat
Опция "-o -" посылает данные в стандартный вывод, "-Or1sl" гарантирует 16-битное представление, а "-s 44100" устанавливает подходящую частоту дискретизации.
Фанатикам demo scene может захотеться проиграть на своем настольном компьтере несколько музыкальных модулей. К их счастью, mikmod умеет работать с большинством распространенных модульных форматов. Программа может выводить звук как напрямую через устройство, так и через ESD. Похоже, что последняя стабильная версия libmikmod (3.1.9) еще не умеет работать с ARtS. Это можно вылечить, создав конвейер в командной строке:
mikmod -d stdout -q -f 44100 music.mod | artscat
Параметр -q нужен для отключения интерфейса curses, который тоже использует стандартный вывод. Если он вам, тем не менее, нужен, то попробуйте вот так:
mikmod -d pipe,pipe=artscat -f 44100 music.mod
Учтите, что создание собственных командных каналов по силам только последней версии mikmod.
Давайте вернемся к sox, который хорошо работает в составе конвейера. В дополнению к функциям конвератации из одного формата в другой к нему прилагается небольшая библиотка эффектов. Вот несколько примеров:
Предупреждаем: наложение этих эффектов могут потребовать большого объема оперативной памяти и дискового пространства (зависит от размера фрагмента)
Итак, основные компоненты конвейера звукообработки освещены. Давайте посмотрим, как их можно комбинировать для выполнения не столь тривиальных задач:
Надеюсь, эти примеры показывают, что можно сделать с исползованием "пайпов". Глупо возражать против создания интерактивных приложений с развитым графическим интерфейсом. В них часто можно решать сложные задачи, при этом не заставляя пользователя вызубривать несколько страниц опций коммандной строки. Однако, всегда остануться ситуации, в которых программные конвейеры оказываются удобнее: конвертация большого числа звуковых фрагментов требует использование скриптов, интерактивные программы нельзя вызвать в составе задания at или cron.
Пакетная обработка звуковых данных может уменьшать потребность в дисковом пространстве. Нет необходимости хранить десятки копий в сущности одного и того же сэмпла, отличающихся лишь незначительными изменениями. Вместо этого создайте нужное количество скриптов, каждый создающий свой конвейер и использующие разные фильтры. И вызывайте их когда вам потребуется та или иная версия фрагмента. Требуемое звучание будет сделано на лету тогда, когда в нем возникнет необходимость.
Я был бы рад стимулировать самостоятельные эксперименты с описанными здесь программами. Пробуйте составлять на их основе все более хитроумные последовательности. А главное, не забывайте, что это занятие должно приносить радость.
Адриан Дж. Чанг [Adrian J Chung]
Время, свободное от преподавания информационных технологий студентам
Вест-Индийского Университета в Тринидаде [University of the West Indies,
Trinidad], Адриан посвещает написанию системных скриптов для управления сетью
Linux-машин. Или проводит эксперименты по взаимодействию различных
интерпретируемых языков [scripting environments] с "самопальными"
[home-brew] библиотеками визуализации и построения изображений [computer
graphics renderers and data visualization].
Команда переводчиков:
Владимир Меренков, Александр Михайлов, Иван Песин, Сергей Скороходов,
Александр Саввин, Роман Шумихин
Со всеми предложениями, идеями и комментариями обращайтесь к Сергею Скороходову
([email protected])
Сайт рассылки: http://gazette.linux.ru.net
http://subscribe.ru/
|
|