В последнее время в русскоязычном Интернете наблюдается какое-то нездоровое оживление - покупаются сайты, появляются инвесторы, добавляются услуги... Пишутся обо всем этом статьи... Идут умные рассуждения о том, временный ли это бум, реально ли получать прибыль от сайта и какой она может быть... И на волне всего этого, взбудораженные шумихой, кучи компаний планируют или, как минимум, обдумывают возможность "выйти в Интернет". По крайней мере, мне в последнее время довольно часто стали звонить и писать "знакомые знакомых", спрашивая как что работает и насколько оно интересно. Видимо, почему-то меня сочли крутым специалистом в этом вопросе... Хотя это не так... Но я все же попробую пересказать то, как обычно отвечаю на расспросы.
Итак, самый главный вопрос: на чем
зарабатывают сайты?
В принципе, можно выделить три вида заработков:
предоставление платного доступа к каким-то ресурсам (скажем, новостям);
интернет-магазины и "сайты поддержки" существующего офф-лайнового бизнеса
(различные каталоги, прием заказов, корпоративные сайты и т.п.) и общепопулярные
сайты. С первыми двумя все и так ясно, а последние зарабатывают на рекламе, так
же как, скажем, радио или телевидение.
Много ли зарабатывают?
Точно
ответить тяжело - как вы понимаете, эти сведения мало кто раскрывает, но в целом
- нет. Хотя, если сайт достаточно популярный, а команда, которая его ведет не
очень большая, то достаточно для того, чтобы бросить работу... Не самую
высокооплачиваемую...
Сколько стоит сайт? Сколько стоит реклама
на сайте?
Ответа как такового нет. Как договоришься... Слишком все
индивидуально и зависит от огромного числа параметров, причем, немаловажную роль
играет "жадность" авторов. Вспоминается старый анекдот:
- Почему у всех
семечки по 10 копеек, а у вас - 20?
- Потому что 20 - больше...
Сколько стоит изготовление
сайта?
Непредсказуемо. От 50 долларов, включая хостинг, до 10-20
тысяч. А то и больше. Все зависит от того, что именно вы хотите сделать,
насколько качественно и т.д. и т.п.
Сколько стоит "раскрутка"
сайта?
Тут надо четко понимать одну вещь: затратив некоторое
количество денег и/или усилий можно затащить людей на сайт. Но если он
неинтересный, то они там долго не задержатся. Т.е. если сайт "общепопулярный",
то надо будет один раз вложить деньги в стартовую раскрутку, а дальше все пойдет
само (повторюсь: если сайт интересный). Для корпоративных сайтов деньги в
рекламу придется вкладывать постоянно. Причем, бОльший эффект даст ее размещение
на "целевых" сайтах - даже с учетом того, что отклик на рекламу будет такой же
как и на остальных, люди придут более заинтересованные в ваших услугах. В
принципе, считать можно просто: 1000 показов баннеров можно сейчас купить
примерно за 40 центов, "кликабельность" баннера составляет в среднем около
0.3%.
Какие сайты имеет смысл делать?
А
вот это, на мой взгляд, наиболее сложный вопрос. Как и в любом другом бизнесе
здесь надо предсказать развитие рынка и полагаться стоит только на себя -
гарантий того, что все будет именно так-то никто не даст... Как мне кажется,
ситуация выглядит следующим образом.
Корпоративный сайт стоит делать в любом случае. Даже если отдача от него будет не так заметна в первые недели существования, число пользователей Интернета будет со временем только увеличиваться... С "общепопулярными" сайтами сложнее: если пару-тройку лет назад, когда в Интернете денег не было и сайт не только не окупал себя, но и требовал постоянных вложений, рынок был практически пуст и боролись в нем почти только "энтузиасты"; то сейчас, несмотря на то, что отдача с сайтов пока невелика (но она уже есть!), рынок достаточно плотно набит.
Разумеется, и сейчас еще есть довольно много относительно пустых ниш среди сайтов, но число компаний, заинтересованных в создании новых ресурсов довольно велико, равно как и риск того, что вашу идею "скопируют" и, вложив дополнительные деньги, реализуют на более "развитом" уровне. Естественно, в том случае, если идея действительно интересна.
Т.е. и здесь прекрасно работает правило, что чем раньше вы входите на рынок, тем меньше расходы, но дальше и неопределеннее перспективы. Если четыре года назад, когда я начал делать свою рассылку она была первой и единственной в своем роде, то сейчас "новичку" в этой области придется продираться через толпы конкурентов...
Но время рисковых вложений еще не прошло. Есть, на мой взгляд, весьма перспективная область, в которой еще можно неплохо развернуться. Это создание узкоспециализированных сайтов. Например, если создать качественный ресурс, скажем, по нефрологии, то благодаря сравнительно небольшому числу существующих сайтов по этой теме, он довольно быстро будет замечен специалистами во всем мире. А за рекламу на подобную целевую аудиторию фармацевтические компании, скорее всего, будут платить довольно прилично. Причем преимущество такого подхода в том, что специальностей и, соответственно, ниш существует очень много...
Автор: Дмитрий Турецкий