Не будем спорить, что именно называть "сложным" анимированным банером - здесь разговор пойдет о баннере, в котором БОЛЬШЕ трех фреймов. И больше 10. Скажем, около 150. Интересно?
Одно из условий, стоящих перед всеми дизайнерами-разработчиками - его творение должно быть легким. Как правило верхняя граница веса - не более 15 Kb. Поскольку речь пойдет именно об анимированном гифе, т.е. о наборе индексированных изображений, напомним еще несколько правил:
палитра gif'a может содержать максимум 256 цветов (меньше - можно, больше - нет) и в нем применяется алгоритм сжатия без потери качества изображения (конкретно - алгоритм LZW). Также GIF допускает создание прозрачных областей и анимации. Используя gif-формат, следует помнить о закрытости лицензии алгоритма компрессии LZW, из-за чего требуется её (эту самую лицензию) оплачивать для использования в любом программном обеспечении. Этот недостаток приведёт к тому, что постепенно в графике для web от формата GIF будут отказываться в пользу других, более открытых форматов. Что касается анимированных баннеров - здесь альтернативой может являться использование flash-технологий, avi... Печально это как-то звучит... И все же, поскольку разговор идет именно об анимированном gif`е, переходим к сл. пункту:
наиболее существенный параметр индексированного изображения - количество цветов в его палитре. Важной задачей при создании нашего баннера станет сведение количества цветов к минимуму;
Наличие градиентных заливок и многоцветных рисунков и фотографий делает невозможным серьезное уменьшение количества цветов в палитре, поэтому градиентных заливок у нас не будет, а с фотографиями: посмотрим;
Опять же в целях уменьшения количества цветов в палитре рекламный текст, присутствующий на баннере, будет без сглаживания. Следует отметить, что anti-aliased вообще имеет смысл включать только лишь для шрифта крупнее 12px - мелкий шрифт читаться со сглаживанием не будет. Конечно, тут же перед вами возникнет проблема выбора шрифта - но это вопрос к следующему материалу.
Очень сложно подготовить большое количество фреймов, соблюдая динамику и не допустить никаких ошибок, поэтому технология изготовления баннера из отдельных кадров, поочереди загружаемых в Ulead Gif Animator нам не подойдет. Баннер будем делать в Adobe (все исходники можно собрать в PhotoShop`e, a саму анимацию - в ImageReady)
Предположим, что вы уже знаете, в какой цветовой гамме будет ваш баннер, и что будет происходить (крутиться, двигаться, появляться и исчезать). Создаете новый файл, в полях размеров указываете формат вашего баннера, в подразделе background выбираете transparent - вы получили поле нужного размера с одним, пока еще пустым слоем.
При создании баннеров важно помнить, что чудное свойство гифа, анимированного в том числе - transparent в данном случае можно забыть, поскольку зачастую судьбу баннера предсказать трудно - на какой сайт, с каким фоновым цветом или еще хуже - с каким background image ваш шедевр станет. Т.е. ваша прямоугольная область не должна иметь прозрачных участков
В случае если разрабатываемый баннер имеет цвет, отличный от белого, черного и серого, - скорее всего общий тон вашего баннера будет отличаться от основного тона страницы сайта. Теория вероятности штука сложная, но даже если вы делаете баннер с хитролиловым background`oм, и он попадает на похожий хитролиловый сайт (совершенно случайно) - скорее всего оттенки все же будут отличаться. Но баннеры со стандартным цветом background`а лучше оформлять в рамочку, можно тоненькую однопиксельную, можно цвета не сильно отличающегося от основного: Для того, что бы ту информацию, которую представляете в баннере ВЫ отделить от общей информации пространства чужого для вас cайта.
Пора считать - background и обводка - это уже два цвета. Считать и контролировать количество используемых цветов придется все время.
Внимательно подумайте - является ли необходимым присутствие на баннере иллюстраций? Допустим, да. Зачастую это действительно оправдано - человек, мельком взглянувший на баннер, рекламирующий компьютерный магазин легче зацепится взглядом за изображение монитора или мыши, чем то же самое, написанное словами. Если вы решили в баннере эти самые мониторы таки показать - заранее обработайте изображение - для того, что бы монитор был похож сам на себя, достаточно двух-трех цветов. Количество цветов продолжаем считать. В макете уже присутствуют минимум два слоя - подложка с обводкой и слой с картинкой. Кстати сразу можно использовать в качестве контура баннера самый темный цвет, присутствующий на картинке.
Должно быть пришло время для создания основного текстового элемента картинки - собственно названия баннера - это может быть название магазина, имя сайта или любое другое ведущее слово. Опять же - в качестве цвета выбираете самый контрастный цвет из уже имеющихся - для светлой подложки - самый темный элемент картинки и наоборот.
ТЕПЕРЬ - предлагается метод порезки слова (любого другого элемента баннера) для создания динамического эффекта прорисовки элемента баннера на экране.
Впечатываете это слово, выбираете нужную гарнитуру и размер, в параметрах сглаживания шрифта устанавливаете NONE и делаете копию слоя, в меню Layer выбираете Type->Render Layer - ваше название перестало быть текстом - это просто графический элемент, имеющий один (!) цвет.Дайте название слою - например NAME.
Сделайте новый слой. Дайте ему название TEMP - это рабочий слой, кликать по нему придется часто, и хорошо будет, если его легко можно будет находить, когда вырастет количество слоев в вашем файле.
Нарисуйте на этом слое однопиксельную линию (на выбор - горизонтальную или вертикальную. Для горизонтально ориентированного баннера, да еще если в качестве тренировки рекомендую именно горизонтальную) контрастного цвета. Любого - этот цвет мы считать не будем, поскольку ЭТА линия в нашем дизайне используется как ИНСТРУМЕНТ, а не элемент баннера, поэтому лучше сделать ее ярким цветом, да еще и таким, чтобы гарантированно отличить от реальных деталей баннера.
В случае, если готовится таки горизонтальная порезка названия (которое у нас уже забито в предыдущем слое и сконвертировано в графику) выберите инструмент move (кнопка c буквой "V" на англицкой раскладке) и переместите линию в самый верх по отношению к верхнему пикселю вашего названия (можно вниз - направление принципиального значения не имеет, важна последовательность)
Ctrl-click на слое TEMP - вы получили SELECT прямоугольной области высотой в один пиксель. Click на слое NAME, Ctrl-Shift-J - и из вашего названия вырезалась в новый слой однопиксельная полоска. Click на слое TEMP, при активном инструменте Move стрелкой переместите вашу рабочую полоску на один пиксель вниз, Ctrl-click на слое TEMP, перейдите на слой NAME, Ctrl-Shift-J - вы получили еще один слой со второй вырезанной полоской из вашего названия. По этому алгоритму разрежьте на полоски все ваше слово - слои последовательно будут создаваться, и их имена будут иметь порядковые номера.
Создайте еще один слой, например со слоганом, описывающим суть рекламы. Цвет, опять же - из уже существующих в палитре. Параметр сглаживания текста - NONE.
Поскольку рассматривается самый простой вариант сложного баннера (извиняюсь за неудачный каламбур) другие возможные элементы баннера рассматривать не будем. Главное описать технологию. Это я говорю к тому, что сейчас приступаем к сборке заготовок в полноценную анимацию.
Если со слоями вы работали в PhotoShop`e, то сейчас самое время перейти в ImageReady - в меню File -> Jump to -> Image Ready.
В меню Window выбрать Show Animation - появится свиток, в котором присутствует один фрейм. Сделайте все слои макета UnVisible, оставив Visible только подложку и рамочку.
В свитке Animation в левом верхнем углу нажмите на стрелочку - появится локальное меню свитка. Выберите команду New Frame - вы создали фрейм, который является дубликатом предыдущего - т.е. со включенным слоем с подложкой и рамочкой.
Включите свойство Visible для слоя с верхней полоской вашего разрезанного элемента. (возможно слой с названием "Name copy")
Создайте еще один New Frame - в нем уже будет подложка, рамочка и первый элемент, и сделайте Visible слой со второй полоской имени ("Name copy 2").
Таким образом - добавляя фреймы и включая слои прорисуйте все имя, и когда будут включены все слои имени обратитесь к свойству фрейма "delay" и измените время задержки на, допустим, величину в 5 секунд.
Создайте еще один фрейм, проверьте, чтобы параметр delay был маленьким, и включите видимость слоя с графикой (в нашем примере тот самый монитор).
Новый фрейм - и выключите Visible нижней полоски ИМЕНИ, и по соответствующей технологии в обратном порядке последовательно, пофреймово уберите ИМЯ.
В новом фрейме включите слой со слоганом. Опять необходимо увеличить задержку (delay) отображения фрейма.
И для начала достаточно. Параметр цикличности анимации установите в состояние Forever - и ваш баннер будет прокручиваться всегда.
Обратитесь к свитку Optimize, установите параметры gif - 4 colors - lossy:0 - No dither - Selective - No transparent
В свитке Animation в подменю Optimize Animation нужно отметить оба checkbox.
Запомните полученый gif (File->SaveOptimizedAs) и запустите гиф - просмотреть его можно и из Image Ready Plays Animation (движок внизу свитка Animation), и через File->Preview in в браузере, но если все сделано правильно - ваша анимация будет проигрываться без смещений и ошибок.
В заключении хотелось бы подчеркнуть тот факт, что эту
технологию можно применять и для создания более сложной анимации - и при
ограниченном количестве цветов можно изготавливать сложные и оригинальные
баннеры.
Можно усложнить процесс прорисовки ИМЕНИ - слои с разрезанными
полосочками продублировать (правая кнопка мыши на слое ->Dublicate Layer) и
дубликатам задать прозрачность слоя 50% (как вариант), и при создании анимации
генерить прорисовку сначала полупрозрачных слоев, затем
непрозрачных.
Подобный эффект можно создать с прорисовкой вертикальных
элементов - и при грамотной композиции элементов баннера и хорошей цветовой
гамме баннер будет удачным.
Как вы могли заметить объект на слое TEMP в
конечном дизайне нами не использовался. Это всего лишь инструмент для быстрого
создания маски, которой вырезается элемент анимации. И маска эта не обязательно
должна быть однопиксельной полоской - это может быть любая произвольная форма.
Движение прорисовки также может происходить в любом направлении, хоть по
диагонали, хоть сначала сверху, потом слева, потом еще откуда нибудь.
Удачных вам анимированных баннеров!
Автор: Татьяна Зяблицева
[email protected]