PRINTF(3S)

НАЗВАНИЕ
printf, fprintf, sprintf, snprintf, asprintf, vprintf, vfprintf, vsprintf, vsnprintf, vasprintf - вывод с преобразованием по формату

СИНТАКСИС


	#include <stdio.h>



	int printf (format, val ...)

	char *format;



	int fprintf (stream, format, val ...)

	FILE *stream;

	char *format;



	int sprintf (s, format [, val] ...)

	char *s, *format;



	int

	snprintf(char *str, size_tsize, const char *format, ...)



	int

	asprintf(char **ret, const char *format, ...)



	#include <stdarg.h>



	int

	vprintf(const char *format, va_list ap)



	int

	vfprintf(FILE *stream, const char *format, va_list ap)



	int

	vsprintf(char *str, char *format, va_list ap)



	int

	vsnprintf(char *str, size_t size, const char *format, va_list ap)



	int

	vasprintf(char **ret, const char *format, va_list ap)

ОПИСАНИЕ
Функция printf направляет данные в стандартный поток вывода stdin. Функция fprintf направляет данные в поток вывода, заданный аргументом stream. Функция sprintf направляет данные, заканчивающиеся пустым символом (\0), в массив s; пользователь должен позаботиться о выделении достаточного количества памяти для массива. Каждая функция возвращает число переданных символов (не считая пустого в случае sprintf), или отрицательное число, если при выводе обнаружилась ошибка.

Каждая из перечисленных функций преобразует, форматирует и печатает выводимые значения val под управлением формата, заданного аргументом format. Формат - это цепочка символов, содержащая об екты двух категорий: обычные символы, которые просто копируются в выходной поток, и спецификаторы преобразований, каждому из которых соответствует одно, несколько или ни одного из выводимых значений. Если выводимых значений val недостаточно, результат непредсказуем; если их слишком много, избыточные игнорируются.

Каждый спецификатор преобразования начинается символом %, после которого последовательно записываются:

  1. Флаги (один, несколько или ни одного), которые уточняют смысл спецификации преобразования.
  2. Необязательная последовательность десятичных цифр, задающая минимальную ширину поля, в котором изображается результат преобразования. Если результат может быть изображен меньшим количеством символов, то поле дополняется слева (или справа, если задан флаг выравнивания по левой границе) пробелами до минимальной ширины; если последовательность, задающая ширину поля, начинается нулем, то для дополнения используются нули.
  3. Точность, задающая минимальное количество цифр в изображении результата преобразования типа d, i, o, u, x, X, количество цифр после десятичной точки в изображении результата преобразования типа e, E, f, максимальное количество значащих цифр в изображении результата преобразования типа g, G, или максимальное количество символов в изображении результата преобразования типа s. Точность записывается в виде точки (.), за которой следует несколько десятичных цифр; отсутствие цифр интерпретируется как ноль. Дополнение результата символами, обусловленное точностью, подавляет дополнение, обусловленное шириной поля.
  4. Необязательный символ l, означающий, что относящиеся к нему преобразования d, i, o, u, x, X применяются к целым выводимым значениям типа long. Для остальных преобразований символ l игнорируется.
  5. Символ, обозначающий тип преобразования.

Вместо последовательности цифр ширину поля и точность можно обозначить звездочкой. Это означает, что в качестве ширины поля (или точности) используется целое значение val из списка аргументов; оно должно предшествовать соответствующему выводимому значению. Если значение, задающее ширину поля, отрицательно, то считается, что задан флаг -, а в качестве ширины поля берется абсолютная величина значения. Если отрицательно значение, задающее точность, она принимается равной нулю.

Флаги и их смысл:

- Выравнивание результата преобразования по левой границе.
+ Обязательное изображение знака (для чисел со знаком).
пробел Если первый символ результата преобразования со знаком отличен от + и -, то изображение результата предваряется пробелом. Тем самым флаг + аннулирует действие флага пробел.
# Этот флаг означает, что значение преобразуется к "альтернативной форме". Для преобразований c, d, i, s, u этот флаг не имеет значения. Для преобразования типа o результат изображается с увеличенной точностью, с тем чтобы первая цифра результата была нулем. Для преобразований типа x, X ненулевой результат будет изображаться с префиксом 0x или 0X. Для преобразований типа e, E, f, g, G результат обязательно изобразится с десятичной точкой, даже если за ней нет цифр (обычно точка в этом случае опускается). Для преобразований g, G не подавляются незначащие хвостовые нули (что обычно делается).

Символы, обозначающие тип преобразования, и их смысл:

d, i, o, u, x, X Целое выводимое значение преобразуется в десятичное со знаком (d, i), беззнаковое восьмеричное (o), десятичное (u) или шестнадцатеричное (x, X); буквы abcdef изображают шестнадцатеричные цифры при преобразовании x, а ABCDEF - при преобразовании X. Точность задает минимальное количество цифр в изображении результата; если результат можно изобразить меньшим количеством цифр, то слева добавляются незначащие нули. Значение точности по умолчанию равно 1. Результат преобразования нуля с нулевой точностью - пустая цепочка.
f Выводимое значение типов float или double преобразуется в десятичное число и изображается в виде [-]ddd.ddd, где число цифр после точки определяется точностью. Если точность опущена, то считается, что она равна 6; если точность равна нулю, точка не печатается.
e, E Выводимое значение типов float или double преобразуется в десятичное число и изображается в виде [-]d.ddde+/-dd, где перед точкой находится ровно одна цифра, а число цифр после точки определяется точностью; по умолчанию точность равна 6; если точность равна нулю, точка не печатается. Спецификация E отличается от e только обозначением порядка (E вместо e). Порядок всегда содержит по крайней мере две цифры.
g, G Выводимое значение типов float или double преобразуется в десятичное число и изображается либо в формате f, либо в формате e (или E, если задана спецификация G); точность определяется числом значащих цифр. Вид изображения зависит от значения аргумента: вид e используется только в том случае, если порядок меньше -4 или больше значения точности. Хвостовые незначащие нули подавляются; десятичная точка печатается, только если за ней есть цифры.
c Печатается значение-символ.
s Выводимое значение, заданное указателем, рассматривается как цепочка символов, ограниченная пустым символом (\0); печать цепочки прекращается либо по ограничителю, либо после вывода количества символов, равного значению точности. По умолчанию точность считается бесконечно большой; в этом случае цепочка печатается до тех пор, пока не встретится ограничитель. Пустой указатель (NULL) дает непредсказуемые результаты.
% Печать символа %; выводимых значений не требуется.

Если порядок вещественного числа точкой равен 0x7FF, то число изображается в виде


	[-]NaN0xdddddddd

где 0xdddddddd - шестнадцатеричное представление старших 32 бит мантиссы.

Изображение результата никогда не усекается до заданной ширины поля; если результат не помещается в поле, то оно расширяется до требуемой величины. Функции printf и fprintf выдают символы так, как если бы вызывалась функция putc(3S).

ПРИМЕРЫ

  1. Программа, печатающая свой текст (она должна быть набрана на одной строке):
    
    	char*t="char*t=%c%s%c;main(){char q=%d;
    
    	printf(t,q,t,q,q);}";
    
    	main(){char q=34;printf(t,q,t,q,q);}
    
    

    Разобраться в этой программе предоставляется читателю. Отметим только, что в обращении к функции printf первое вхождение t задает формат, а второе трактуется как обычное выводимое значение. Формат содержит как обычные символы, которые выводятся без изменений, так и спецификаторы преобразований.

  2. Напечатать число "pi" с пятью десятичными знаками:
    
    	printf("pi = %.5f", 4*atan(1.0));
    
    

СМ. ТАКЖЕ
ecvt(3C), putc(3S), scanf(3S), stdio(3S).